Что вам известно о маленьком городке Каменка? Если учесть, что так назвали еще приблизительно 350 населенных пунктов в Украине и в России, то скорей всего ничего. А слышали когда нибудь о деревне Вербовка? Если вы не являетесь фанатом Олега Винника, то и это наименование тоже будет незнакомо. Но, возможно, исследуя творчество Казимира Малевича, натолкнетесь на одну из версий, будто свой Черный квадрат украинский художник нарисовал в артели Вербовка. А Тимошовка? Будете удивлены, но здесь родился и вырос известный польский композитор Кароль Шимановский. Хочу поделиться историей одного зеленого уголка нашей удивительной планеты, природа которого вдохновила знаменитого на весь мир Чайковского и успела в себя влюбить русского гения Пушкина. История вышивальщицы из парижского модного дома "Коко Шанель" тоже началась здесь. Добро пожаловать в город Каменка и его район, где в свое время собирались интеллектуалы и аристократы. Тут они писали стихи и музыку, а также создавали настоящие искусство.
Если вы приедете в Каменку сейчас, город особо не удивит, а скорей разочарует. Как и любая украинская провинция, он выживает после распада Советского Союза. Большинство местных очень суеверны и больше озабочены личной жизнью соседа, чем историей своего города, которая официально началась с XVII века. Хотя засаженные огородами скифские курганы говорят совершенно о другом.
И так, в начале XVII столетие крепостные-беглецы из Подолья, Киевщины и Полтавщины присмотрели себе неплохое местечко и поселились на каменистых берегах реки Тясмин. Впервые Каменка упоминается в исторических документах во время освободительной войны украинского народа 1648 — 1654 годов. Ее бывший собственник Житкевич убежал в Польшу. 27 марта 1649 года Каменку унаследовал Богдан Хмельницкий. Через пять лет российский царь Алексей Михайлович жалованной грамотой подтвердил права Хмельницкого на нее. После Андрусовского перемирия поселение перешло к Польше и стало принадлежать магнату Любомирскому. В 1787 году, после второго раздела Речи Посполитой, поместье купил русский князь Григорий Потемкин. Позже он подарил земли вместе с народом племяннице Екатерине Давыдовой, при которой произошло обустройство и процветание семейного особняка. Свой остаток жизни почти безвыездно она провела здесь.
Ее сын Василий Давыдов жил в Каменке вместе с мамой. Позже женился на Александре Потаповой, которая родила для него двенадцать детей. Был Василий Львович масоном и одним из основоположников Южного общества декабристов. Заседания общества часто происходили в Каменке под видом семейных праздников. Это было вполне естественно – многих декабристов объединяла полковая дружба и семейные связи.
Ротонда - цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом.
Протекали тайные встречи Южного общества декабристов в мельнице-ротонда "Зеленый млынок", который так и назвали - "Млынок декабристов". Здание было построено по образцу масонских лож калужскими мастерами Гавриловым и Дмитриевым по заказу Василия Давыдова. Согласно преданиям семьи Давыдовых, именно возле мельницы беседы заговорщиков подслушал унтер-офицер украинского полка Шервуд, передав затем их содержание императору Александру I. После неудачной попытки восстания декабристы были арестованы. Пятерых казнили, остальных выслали в Сибирь на пожизненную каторгу. Среди них был и Василий Давыдов. Его жена по собственному желанию поехала следом за мужем.
Василий Львович Давыдов в письме из Петровского завода о своей жене:
«Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дали мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения».
В гостях у Давыдовых дважды бывал и Александр Пушкин. Впервые в 1820 году он прожил здесь четыре месяца. В Каменке поэт написал «Нереида», «Я пережил свои желания» и закончил поэму «Кавказский пленник», а также упомянул город в таинственной 10-й главе «Евгения Онегина».
Один из сыновей Василия Давыдова Лев женился на родной сестре Чайковского Александре и поселился с ней в семейном особняке в селе Вербовка, в нескольких километрах от Каменки. Они жили здесь долгое время после того, как их родители уехали в Сибирь. Именно Вербовка стала вторым домом для известного композитора Петра Ильича, куда почти тридцать лет он приезжал ежегодно. Здесь было написано немало произведений, которые стали классикой мировой музыки. О Каменке Чайковский писал так в переписки со своей богатой покровительницей фон Мекк:
«… Каменка — это лишенное всякой прелести жидовское гнездо». Хотя именно здесь, вдохновившись общением со своими племянниками, он напишет "Детский альбом".
После смерти Льва Давыдова Вербовка перешла к его сыну, племяннику П.И. Чайковского, Дмитрию Давыдову, который владел имением до революции 1917 г. Именно в Вербовке в доме своей сестры П.И. Чайковский впервые продемонстрировал своим родным оперу «Евгений Онегин», над которой работал и в Каменке. В августе 1875 года Петр Ильич создает два акта балета "Лебединое озеро", заканчивает Третью симфонию. В Вербовке он активно собирал и обрабатывал услышанные им украинские народные песни, которые с удовольствием пели местные. Проработанные народные мелодии звучат во многих музыкальных произведениях Чайковского. К сожалению особняк не сохранился.
3 октября 1882 года в семейном имении Тимошовка, Каменского района, родился польский композитор Кароль Шимановский. В Польше он считается вторым после Шопена любимым музыкальным гением. Их родственник, часто гостивший в имении, Ярослав Ивашкевич писал в книге «Встречи с Шимановским»: «Тимошовка была расположена на границе Чехрынского уезда, в преддверии вольных степей Херсонщины, на плодородной равнине, пересеченной частыми оврагами. Усадьба находилась посреди большого села, в большом саду, почти со всех сторон окруженном сельскими постройками. Только с одной стороны сад спускался к большому красивому пруду, который в королевстве Польском, пожалуй, сочли бы озером, с другой – виднелись парк и усадьба Кароля Ростишевского. Особый тон в тимошовском доме задавала “бабуня Мисуня”. Она и Станислав Шимановский поддерживали в доме старопольские традиции. Многочисленные толпы близких и дальних родственников постоянно заполняли покои Тимошовки, причем почти вся родня в большей или меньшей степени увлекалась искусством, и все без исключения обладали прямо-таки безудержным чувством юмора. Что касается развлечений, то здесь тон задавал Станислав Шимановский, веселый, добрый, уравновешенного нрава человек, обожаемый племянниками “дядя Стась”. Естественно, что первый мой визит в этот артистический дом произвел на меня огромное впечатление. Впервые в течение такого продолжительного срока я общался с семьей, в которой буквально каждый был интересной личностью. Я слушал игру Феликса Шимановского, семейные вокальные ансамбли, наблюдал, как содержательно и изобретательно развлекается молодежь». К ним часто в гости приезжал пианист и педагог немецкого происхождения Генрих Нейгауз, который вдохновлялся игрой юного Кароля.
Арте́ль — добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
После того, когда Кароль Шимоновский уехал учиться в Варшаву, все в той же Вербовке культурная жизнь продолжалась. В 1910 году жена Дмитрия Давыдова Наталья Давидовова создала артель "Вербовка" - кустарное общество декоративно-прикладного искусства. Главной художницей артели стала ученица Казимира Малевича художница-авангардистка Нина Генке-Меллер. В 1912 году Наталья провела в мастерских модернизацию и создала при них ремесленные школы. В творческой мастерской работало около 30 вышивальщиц и несколько профессиональных художников. В 1915 году по приглашению Давыдовой художественным руководителем "Вербовки" стала ее подруга Александра Экстер - основоположница стиля арт-деко. Одной из задач артели было показать близкую связь народного декоративного искусства с новыми течениями того времени, в частности, супрематизмом, «отцом» которого считается известный украинский художник-авангардист Казимир Малевич. В декабре 1917 года около 400 работ Вербовской артели под предлогом выставки были вывезены в Москву и не возвращены в Украину. С тех пор работы украинских мастеров по эскизам Экстер, Малевича, Давыдовой, Генке-Меллер и других художников находятся в российских музеях, в Третьяковской галерее и частных коллекциях России, а также за рубежом. Дальнейшая судьба Натальи Давыдовой сложилась трагически. В 1920 году она вместе с сыном Кириллом была арестована в Одессе органами ВЧК. Сын погиб в тюрьме. В 1921, после освобождения Наталия эмигрировала во Францию. Работала вышивальщицей в доме моды «Коко Шанель» в Париже. Впоследствии написала книгу «Полгода в заключении. Дневник 1920-1921 » (Берлин, 1923). В 1933 году покончила жизнь самоубийством. Похоронена в Ницце.
Write a comment
Sasha Temniy (Friday, 30 August 2019 21:00)
���